Вселенная лоскутного одеяла, холодный космос и облако надежды
Мы помним «Детство» Льва Толстого, «Детство Никиты» Алексея Толстого, «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского, нам доверили потаенные чувства взросления Котик Летаев Андрея Белого и Женя Люверс Бориса Пастернака... Собственно говоря, нет, наверное, ни одного писателя, не задевшего в творчестве первых лет своей жизни, отраженных в зеркале его памяти. Уникальность этой книги в том, что под одной обложкой собраны 54 зеркальных отражения – именно столько авторов, рассказывающих о своем детстве. И, что еще интереснее, все 54 автора – женщины.
Имена одних – известны, других читатель узнает, возможно, впервые. И оценит зоркий взгляд ласточки, вьющейся вокруг гнезда – родного дома, взгляд в зеркало прошлого. Ведь «пойманные зеркалом предметы остаются в нем жить». В нем отражается «лоскутное одеяло», которое было для ребенка «целой Вселенной» или – елочные шары, которые «по-прежнему хранят тайну и, возможно, чудо». Но присутствует в рассказах и неизжитая боль детской психотравмы: развод родителей, смерть кого-то из близких, родительские ссоры, конфликт дочери с матерью, оказавшихся «по разные стороны разделяющей их стены», непонимание, невнимание старших, от которых можно спрятаться, лишь улетев «на воздушном шаре» детских грез.
Светлана Василенко, Ольга Харламова, Марина Анашкевич, Рада Полищук, Наталья Сирота, Татьяна Третьякова-Суханова, Надежда Ажгихина, Самира Асадова, Елизавета Разинкина, Лидия Григорьева, Виктория Иванова, Елена Нестерина, Татьяна Гоголевич, Александра Свиридова, Катя Малиновская, Наташа Оуэн, Светлана Мосова, Арина Обух.
Драматичного в рассказах много: из-за глухонемых бабушки и деда муж требует отказа от рождения ребенка, девочка из-за предательства отца оказывается «в открытом холодном космосе, которым вдруг обернулся взрослый мир», отец другой девочки начинает открыто жить на две семьи, мало думая о переживаниях старшей дочери... В детстве настоящее горе приносят и потери чего-то дорогого: ставшего едой любимого петуха с «изумрудным пером», украденного в школе кошелька, возвращенного испачканным розовым мелком, любимой чашки... Любое событие может обрести иной, более глубокий, а иногда и провиденциальный смысл. Перышко петуха нужно бережно хранить, чтобы не разрушить гибелью птицы мир своей души, наоборот, возвращенный кошелек необходимо отвергнуть как нечто грязное и чужое, а если разбитую чашку склеили, значит, «все не пропадает навсегда!». Над бедами и обидами постоянно витает облако надежды: стоит повзрослеть и «горести закончатся». Однако, когда «усатые часы» убыстряют ход, героинь рассказов начинают все сильнее тревожить подростковые сомнения: «Почему, если другие не хотят понять твой поступок, они объясняют его по-своему?», «как удержать на руках счастье? как не бояться разлуки?» Травматическая жизненная ситуация может стать уроком интуитивного взрослого понимания: нельзя даже «помыслом затрагивать чужую» жизнь. Виктория Татур, Сания Шавалиева, Мария Косовска, Мария Брегман, Гульназ Лежнева, Марина Кулакова, Светлана Брух, Ирина Львова, Елена Сомова, Саша Николаенко, Тамара Львова, Светлана Смирнова, Галина Смирнова, Светлана Рузлева, Елена Семенова, Татьяна Кудрявская, Вера Линькова, Елена Сафронова.
Пройдут годы и подземные родники чувств пробьются, чтобы напоить «живой водой» памяти о родительском доме, о милой сердцу деревне, о садах своего детства, о старом дереве во дворе – символе рода и о вечной истине: «в самый ответственный момент побеждают жалость и любовь». Если родной дом меняет географические координаты – героини пытаются полюбить «морские звезды» чужих пространств и сохранить в душе «отечество – небесные сады». К сожалению, и не изменив адрес, можно потерять страну своего детства: распался СССР, и вот – закрыта сельская школа, возле растерзанного здания «заброшенный, без чести и почета» памятник советским солдатам Бессмертного полка, выброшены учебники и книги – это незабываемая нравственная травма. Поэтому болят у некоторых писательниц вопросы: неужели устарели советы, которые давали честные советские деды? Неужели нужно похоронить в душе идеалы детства и признать: я «сдалась, слилась и затаилась»? Но читатель, родившийся после 1991 года, из рассказов узнает, что и советская эпоха была далека от идиллии: в закрытых городах «за колючей проволокой» встречались неполноценные дети – вероятно, жертвы радиоактивного следа испытаний, а в послевоенные годы налоговики могли отнять последние деньги у бедной семьи из глухого села...
Конечно, и светлых историй в книге немало – это воспоминания о каникулах в деревне, о природе, о дружбе сельских и городских детей, которым деревенская жизнь представлялась «прохождением квеста». И, обязательно, о бабушках, хранящих родовую историю, передающих из подсознания в подсознание женскую веру: «жалеть, значит, любить». Порой взгляд в зеркало – как «взгляд в ночную тьму» – создает из сохраненных отрывков волшебную картинку, на которой все счастливы: выросшая одноклассница исцеляет в своем театре «множество детских душ и судеб», от электрички домой идут добрые и любящие муж, жена, ребенок – «три зонтика – черный, синий, зеленый» – и «никого нет ближе». И даже не сильно хорошая бабушка в критический час проявляет заботу о внучке, которую «не очень любила». Судьбы у бабушек и дедушек в рассказах очень разные: одна из них прошла через немецкий плен и репрессии, другая – испытала все тяготы жизни вместе со своим селом, третья – предельно честно работала на мясокомбинате, а бабушка, открывшая внучке мудрость природы на «празднике рождения телят», – жительница тундры.
Наталья Сафронова, Анна Гедымин, Элеонора Панкратова, Наталья Иванова, Надежда Васильева, Бахтика Тагирова, Елена Бажина, Анна Завадская, Жанна Абуева, Елена Громова, Ева Меркачева, Наталья Биттен, Ася Аксенова, Людмила Ефлеева, Зулейха Курамагомедова, Надежда Варфоломеева, Юлия Лещук, Ольга Григорьева.
Детский мир полон взрослых поступков, формирующих характер: девочка продает обожаемую черешню, чтобы помочь отцу, купившему для нее ведерко черешни на последние деньги. Привести старушке из зимнего леса заблудившуюся ее козу – тоже поступок. И помочь заболевшей подруге все-таки поехать в город ее мечты. Читая книгу, отчетливо видишь – формирует лучшие человеческие качества тоже абсолютно все: родина и родители, пейзаж за окном, сказки бабушек, книги, Пушкин, цветы, новогодняя елка, уроки музыки, понимающий учитель, верные друзья, деревенская мирная корова, родившиеся козлята и собака с котом. Такой кот в одном из рассказов вылечил девочку от смертельно опасной болезни, умерев сам. А еще детство – это всегда театр воображения: «На моей коленке танцевали балет два цветных карандаша, циркуль с подогнутой ножкой, розовый треугольник. Так хорошо и долго танцевали, что на моих колготках появилась дыра», – надеюсь, читатель отметит и легкий женский юмор, и эмоциональные корни женской памяти, отраженной в 54 зеркалах книги.
Текст: Мария Бушуева
Источник: ng.ru
Comments