Свиридова Александра
Свиридова Александра Александровна родилась в 1951 году на Украине в семье служащих. Отец – военнослужащий, демобилизованный. Мать – фельдшер, единственный уцелевший ребенок большой до войны иудео-христианской семьи Свиридовых-Финкельштейн.
В 1968 году окончила среднюю школу №30 г.Херсона и отбыла в Одессу, где в 1971 г. закончила художественное техническое училище - по специальности «Художественная обработка древесины. Мозаика маркетри».
В 1971-1972 работала на Одесской киностудии маляром и ассистентом художника по декорации на таких картинах, как «Долгие проводы», режиссер Кира Муратова, «Приключения Робинзона Крузо» - Станислав Говорухин, и другие.
С 1972 – в Москве. В 1976 окончила сценарный факультет ВГИК. Кинодраматург, литературный работник кино и телевидения. В 1993 окончила аспирантуру и прошла защиту диссертации на кафедре киноведения.
По моим сценариям снято порядка 20 картин разных жанров. Отмечены вниманием прессы и друзей фильм «История одной куклы» - об игрушке Освенцима Дон-Кихоте, сделанном руками узника, и документальная лента «Варлам Шаламов. Несколько моих жизней», где я выступила в качестве со-режиссера.
В 1992-1993 на Втором канале Российского телевидения мною сделаны более десятка телефильмов для программы «Совершенно секретно», созданной в начале 1992 года. Ведущий и главный редактор – Артем Боровик, мир его праху.
Событиями в жизни страны стали сюжеты из истории диссидентства – первое появление на экране Владимира Буковского, Александра Гинзбурга, других правозащитников и узников совести, их рассказы о репрессиях – арестах-тюрьмах-лагерях. Последней работой весной 1993 стал фильм о судьбе поэта, математика и правозащитника Александра Сергеевича Есенина-Вольпина.
После ряда угроз, ушла в отпуск и отбыла в Канаду, куда была приглашена стипендиатом Торонто Университета. Музей Искусств Дюк Университета пригласил меня из Канады в США на семинар по советской культуре. Задержалась в США в октябре 1993, когда в Москве стояли танки.
В 1994 году получила стипендию Фонда писателей Лилиан Хелман и Дэшиела Хаммета. По ходатайству Адвокатского комитета защиты прав человека, получила разрешение правительства на пребывание в Америке по визе «За выдающиеся способности в искусстве».
В 1996-1998 в течение трех лет – сотрудничала с Голливудом – Фондом Стивена Спилберга «Шоа» - «Пережившие холокост». Работала интервьюером и русскоязычным ассистентом регионального координатора Восточного побережья проекта. Готовила и вела съемку узников немецких лагерей и гетто. Подготовила тысячи и сняла персонально около 200 интервью. Выезжала в Европу в качестве консультанта Проекта.
В 1998 году приглашена Швейцарским Гуманитарным Фондом помощи нуждающимся жертвам Холокоста в качестве эксперта. Участвовала в проведении выплат материальной компенсации жертвам Холокоста на территории США.
С декабря 1999 по июль 2001 – штатный сотрудник редакции газеты «В новом свете», побратим «МК». Внештатно сотрудничаю постоянно.
Автор более 500 эссе по вопросам культуры и искусства, опубликованных в периодических изданиях Америки и Европы; книг прозы и поэзии.
Член Литературного фонда с 1977 года. Член Союза журналистов России.
В Союз кинематографистов России принята в 1990 году по рекомендации патриарха советской кинодраматургии Евгения Габриловича, светлая ему память и критика Майи Туровской. Единственный случай в истории Комиссии кинодраматургии СК, когда драматурги проголосовали единогласно, что делает им честь. Первым поднял и держал руку «за», покуда зачитывали послужной список, известный кинодраматург Валерий Фрид, отсидевший много лет в лагерях.
В 2009 удостоена литературной премии им. Марка Алданова за лучшую повесть Русского Зарубежья «Вдох рыбы на горе». Пять лет спустя – еще раз – за повесть «БУКВЫ».
Была счастлива в браке и остаюсь счастлива в разводе. Ращу сына. Увлечений нет. Неприхотлива. Люблю тишину и простор – от океана до чистого поля. За неимением, довольствуюсь Бахом и философской литературой. Миролюбива, религиозна, терпима по отношению ко всему, кроме агрессивной ограниченности и фашизма любого цвета.